Разработка схемы территориального планирования Хабаровского края осуществлена в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Хабаровского края, разработанной на период до 2025года, Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013г.», региональными целевыми программами.
Главная цель территориального планирования Хабаровского края заключена в эффективном управлении развитием территории края за счет принятия правильных градостроительных решений.
Стратегическими целями развития Хабаровского края являются:
устойчивое развития края в условиях жесткой конкуренции за ресурсы, как в масштабе региона, так и в контексте международного разделения труда;
ориентация на внутренние ресурсы, а также на современный природный, экономический и социальный потенциалы Хабаровского края;
эффективное развитие инженерной, производственной и социальной инфраструктуры, сохранение историко-культурного и природного наследия;
формирование транспортного каркаса, связывающего край с основными урбанизированными территориями и обеспечивающего свободный выход в систему международных транспортных коридоров (МТК);
комплексное решение экологических проблем, связанных с нейтрализацией последствий антропогенной деятельности.
Выполнение этих задач в условиях глобальной экономики потребовало применения новой модели пространственной организации экономической деятельности в постиндустриальную эпоху.
Традиционное понимание такой модели базировалось на «центристской» аналогии, четко разделяющей, с одной стороны, индустриальное «ядро», где сосредоточены конкурентоспособное производство и сфера услуг, и, с другой стороны, – «периферию».
Новая модель пространственного развития градостроительных систем края, основными движущими силами которой являются меняющаяся технология, совершенствование социальной и транспортной инфраструктур, предполагает активное градостроительное освоение края, в том числе создание трех активных «полюсов роста» - Хабаровской агломерации, техноэкополиса Комсомольск-на-Амурск – Амурск – Солнечный (КАС), Ванино – Советско-Гаванского транспортного узла.
Особо значение Хабаровский край приобретает в силу особенностей своего геостратегического положения. Хабаровский край располагает потенциалом ресурсообеспеченности для привлечения капитала и крупнейших товарных потоков, эффективное использование которых, безусловно, находится и в сфере экономических интересов, и в сфере долгосрочных геостратегических приоритетов России.
В этой связи особое значение приобретает освоение Б.Уссурийского острова в районе г. Хабаровска, строительство портовой особой экономической зоны в г. Советская Гавань, окончание строительства основной региональной дороги Хабаровск - Лидога - Ванино, которая свяжет восточное побережье Хабаровского края с автодорогой Чита – Находка, и тем самым позволит осуществить выход в западные районы страны.
Мероприятия по реализации решений схемы территориального планирования Хабаровского края разработаны с разбивкой по очередности их выполнения:
- первая очередь – 2020год;
- расчетный срок – 2030год.
Среди инвестиционных проектов, реализуемых на территории края в период до 2025 года и далее, значительная часть сопряжена с усиленным развитием энергетического, лесопромышленного комплексов, добычей и переработкой полезных ископаемых, что в свою очередь послужит укреплению расселенческого каркаса края.
Хабаровская агломерация, на территории которой проживает более 60% всего населения Хабаровского края, выполняет функции, обусловленные статусом столицы ДФО: административно-политические, внешнеторговые, логистические и транспортно-транзитные, основанные на развитии крупного интермодального транспортного узла, производственные, инновационные, научно-образовательные.
В сложившейся системе расселения большое значение приобретет развитие узла КАС как ведущего дальневосточного центра высоких промышленных технологий, концентрирующего достаточно диверсифицированную экономику, высокотехнологические производства, мощный производственный и научный потенциал.
Развивающийся транспортно-производственный узел Ванино – Советская Гавань является морскими «воротами» Хабаровского края, что в конечном итоге позволит сформировать важную контактную структуру интегрирования Дальнего Востока в АТР.
Дальнейшее развитие Чегдомынской системы расселения базируется на реализации крупных инвестиционных проектов по формированию Верхнебуреинского топливно-энергетического комплекса.
С учетом развития территорий предложено объединение населенных пунктов Ванино, Октябрьский и Токи в г. Ванино, статус города также будет присвоен р.п. Чегдомын, в категории рабочих поселков перейдут села Селихино и Сукпай.
Формирование транспортного каркаса Хабаровского края является одной из приоритетных задач для устойчивого развития экономики края и страны в целом.
Развитие и усиление транспортных коридоров края в широтном и меридиональном направлениях будет способствовать обеспечению как внутренних, так и внешних удобных и надежных региональных связей автомобильного, железнодорожного и магистрального трубопроводного транспорта.
Это, прежде всего, строительство автомобильной дороги и реконструкция железнодорожной магистрали на участке Советская Гавань - Селихино - Комсомольск-на-Амуре - Чегдомын - граница с Амурской областью. Важное стратегическое значение будет иметь строительство железнодорожного пути и автомагистрали «Восток», дублера автодороги М-60 «Уссури», являющейся на сегодня единственным существующим направлением из Приморского и Хабаровского краев.
Кроме того, на экономическое развитие края окажет влияние реализация таких проектов, как строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) и газопровода Сахалин – Хабаровск – Приморский край. Строительство участка нефтепровода от ВСТО и газовой ветки к г. Комсомольску-на-Амуре даст значительный толчок к развитию нефтехимического комплекса по переработке углеводородного сырья в промышленном центре края.
Среди перспективных задач запланированы:
- строительство полноценных выходов в прилегающие к Хабаровскому краю регионы (Магаданскую область, Республику Саха (Якутия), Сахалинскую область, Амурскую область, Еврейскую АО);
- строительство мостового перехода на остров Сахалин — железнодорожной и автомобильной магистралей;
- развитие крупного международного узла (ХАБа) на базе Хабаровского аэропорта.
Промышленное производство отражает общие приоритеты социально-экономического развития Хабаровского края, одной из ключевых задач которого является ускоренное развитие производств, базирующихся на внедрении принципиально новых технологий. В основу экономики ложится не экспорт сырья, а производство высококачественной продукции, конкурентоспособной как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
Для решения ключевых задач развития производства определен перечень инвестиционных проектов, намеченных к реализации в течение проектного периода. Это, в первую очередь, строительство таких крупных объектов, как:
- горнообогатительная фабрика в Верхнебуреинском районе;
- нефтехимический комплекс в Комсомольском районе;
- завод по производству древесно-волокнистых плит средней и высокой плотности в районе имени Лазо;
- транспортно-логистические комплексы в г. Хабаровске, Советско-Гаванском районе;
- завод по производству японских грузовых автомобилей и корейских внедорожников в г. Хабаровске.
На долгосрочную перспективу в крае запланировано строительство алюминиевого завода в Комсомольском районе, гидрометаллургического комбината в Амурском районе, освоение оловорудных месторождений в Солнечном районе, создание многофункциональной верфи для строительства технических средств освоения шельфа в г. Комсомольске-на-Амуре.
Намеченные планы социально-экономического развития края, реализация на его территории ряда федеральных программ и крупных инвестиционных проектов в промышленности, портовой и транспортной инфраструктуре, социальной и жилищной сферах невозможны без решения вопросов по дальнейшему развитию инженерной инфраструктуры края.
Строительство ТЭЦ в Советско-Гаванском районе даст дополнительные мощности для энергоснабжения г.Советская Гавань и создаваемой портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). Для обеспечения деятельности Верхнебуреинского топливно-энергетического комплекса запланировано строительство ТЭС и ГЭС в Верхнебуреинском районе. Для энергоснабжения отдаленных территорий края будет осуществлено строительство сети мини-ТЭЦ.
Учитывая экологическое состояние р. Амур среди первоочередных задач запланировано освоение Тунгусского месторождения подземных вод и строительство водозабора для г. Хабаровска, также будут освоены месторождения подземных вод для водоснабжения городов Комсомольск-на-Амуре, Амурск, р.п. Ванино.
На расчетный срок до 2020 года намечается строительство в Тугурском заливе Охотского моря Тугурской ПЭС (приливной гидроэлектростанции) в Тугуро-Чумиканском районе.
Одной из наиболее динамично развивающихся и перспективных отраслей в экономике края является развитие рекреаций и туризма.
Определены 22 рекреационные зоны, наиболее благоприятные для организации и развития различных видов отдыха. Предусматриваются территории для организации курортного и лечебно-оздоровительного обслуживания, детских оздоровительных лагерей. Большое развитие получат приключенческий, этнографический, экологический и иные активные виды туризма.
В перечень мероприятий по сохранению и поддержанию особо охраняемых природных территорий края входит создание национального парка «Шантарские острова», туристского комплекса «Центр ремесел по программе «Русская деревня» с включением Большехехцирского заповедника, зоны регламентируемого рекреационного использования памятника археологии «Петроглифы Сикачи-Аляна», Анюйского национального парка с развитием этнического туризма.
Для спортивного туризма запланировано развитие горнолыжных комплексов в Солнечном районе, охотничьих и рыболовных угодий в Советско-Гаванском и Охотском районах.
В целом, реализация решений, запланированных схемой территориального планирования Хабаровского края, направлена на достижение высокого уровня социально-экономического развития края, рост благосостояния и качества жизни жителей региона.