Институт экономики города предлагает услуги по разработке планов совершенствования (дорожных карт) региональной и местной нормативной правой базы, а также порядка организации административных процедур в целях снижения административных барьеров в строительстве.
Предлагаемые услуги включают следующие виды работ.
1) Проведение анализа существующей нормативной правовой базы субъекта Российской Федерации и рассматриваемого населенного пункта на предмет определения перечня установленных региональным и местным законодательством административных процедур, необходимых при реализации инвестиционно-строительных проектов.
2) Проведение анализа полноты информации о порядке прохождения (регламентации) административных процедур, необходимых при реализации инвестиционно-строительных проектов – анализ доступности, полноты и актуальности информации для застройщиков (информации, содержащейся в административных регламентах, на официальных сайтах органов и организаций, организующих прохождение административных процедур).
3) Проведение анализа существующей практики прохождения административных процедур, необходимых при реализации инвестиционно-строительных проектов – исследование фактических сроков и стоимости административных процедур, выявление используемых на практике незаконных процедур, составление рейтингов городов и регионов по уровню административных барьеров в строительстве.
4) Подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые и иные акты, направленные как на сокращение количества необходимых при реализации инвестиционно-строительных проектов, так и на оптимизацию порядка их прохождения (количества необходимых документов для прохождения процедуры, предельный срок и стоимость процедуры, регламентация оснований для отказа в прохождении процедуры).
5) Подготовка плана действий (дорожной карты) по сокращению административных барьеров в строительстве, включающего перечень мероприятий по подготовке проектов нормативных правовых и иных актов, направленных на внесение изменений в законодательство, организационно-управленческих мероприятий, мероприятий по проведению информационно-разъяснительной работы.
Институт экономики города занимает лидирующие позиции в экспертном сопровождении инициатив по снижению административных барьеров в строительстве на федеральном, региональном и местном уровне в течение 15 лет.
Краткий обзор деятельности ИЭГ в сфере административных барьеров в строительство за последние 3 года (более подробно см. в публикации ИЭГ «Административные барьеры при реализации инвестиционно-строительных проектов» http://urbaneconomics.ru/shop.php)
В 2010 году в рамках фундаментальных исследований НИУ-ВШЭ экспертами Института экономики города был проведен анализ международного опыта организации административных процедур в строительстве. Анализ показал, что в таких странах, как Гонконг, Новая Зеландия, Сингапур, Саудовская Аравия имеется возможность осуществлять контроль за строительством без чрезмерного увеличения бюрократического аппарата и усложнения его структуры. Неудивительно, что эти небольшие страны являются лидерами межстранового рейтинга «Ведения бизнеса», разрабатываемого Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. Вместе с тем большая часть стран с развитой экономикой занимают более скромные места (с 20 по 50) и по абсолютным значениям показателей они существенно отстают от стран-лидеров из-за сложности и неоднородности строительных рынков, требующих большего регулирования по сравнению с «островными» государствами.
Факт того, что Россия находится в самом конце данного рейтинга, свидетельствует о наличии избыточных административных процедур, а также о низкой эффективности административного регулирования и контроля при реализации проектов жилищного строительства, несмотря на наличие объективных сложностей регулирования жилищного строительства в России.
Также в 2010 году по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации в рамках проекта, реализованного Академией народного хозяйства, экспертами Института экономики города было проведено исследование административных барьеров при реализации проектов по комплексному освоению земельных участков в целях жилищного строительства и проектов по строительству объектов коммунальной инфраструктуры. В рамках данного исследования были выявлены основные проблемы, связанные с избыточными административными барьерами и препятствующие реализации таких проектов, предложены меры по их устранению.
Реакцией на столь низкую оценку России стало принятие распоряжения правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 982-р, в котором был намечен целый ряд мероприятий, включая подготовку нормативных правовых актов, направленных на совершенствование системы градорегулирования, концептуальные основы которой заложены в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
В 2011 году по заказу Федеральной антимонопольной службы в рамках проекта Институт экономики города провел оценку реализации приятого плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности. Планом была предусмотрена разработка в 2010 - 2011 годах соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе 14 законопроектов, 8 проектов актов Правительства Российской Федерации, 7 ведомственных актов, а также представление 6 докладов в Правительство Российской Федерации. Анализ мероприятий Плана свидетельствует о правильном выборе «болевых точек», но недостаточно высоком качестве исполнения: из 32 пунктов плана качественно выполненными можно признать лишь 5, по 24 пунктам разработаны проекты документов, но они нуждаются в доработке.
Также в 2011 году Институтом экономики города совместно с Общероссийской негосударственной некоммерческой организацией «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (НОСТРОЙ) было проведено масштабное исследование «Мониторинг и оценка административных барьеров в жилищном строительстве» в 43 городах России. В настоящее время ведется второй раунд данного обследования.
В одном из первых Указов Президента РФ о мерах по обеспечению граждан доступным жильем и повышению качества услуг ЖКХ дано поручение Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ до декабря 2012 года:
• разработать исчерпывающий перечень установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере жилищного строительства, а также
• порядок согласования дополнительных процедур, установленных субъектами РФ, органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими компаниями.
Данное поручение учитывает предложения, подготовленные НОСТРОЙ и Институтом экономики города, в том числе подготовленные проекты такого сводного перечня и постановления Правительства РФ (или Указа Президента РФ).
В настоящее время ИЭГ принимает участие в экспертном сопровождении реализации данного поручения, а также других мероприятий, в том числе реализуемых в рамках дорожной карты "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 1336-р. Кроме этого ИЭГ взаимодействует с городами и регионами России в рамках проектов по оптимизации регионального и местного законодательства в сфере градорегулирования, которое содержит большой потенциал по совершенствованию инвестиционного климата в городах и регионах.
|