Стоимость строительства и строительных материалов
За период c января по сентябрь 2008 года рост стоимости строительно-монтажных работ в среднем по Российской Федерации, по данным мониторинга осуществляемого Минрегионом России, составил – 124,7% , в т.ч.:
-рост стоимости строительных материалов – 122,5%;
-рост стоимости эксплуатации строительных машин – 118,6%
-рост уровня оплаты труда рабочих – 132,9%.
В IV квартале 2008 года наметилась тенденция к снижению стоимости строительных материалов, обусловленная как сезонным фактором, так и наметившимися тенденциями к сокращению объемов производства строительной продукции.
В период с сентября по ноябрь 2008 года стоимость строительной арматуры, арматурных каркасов, цемента, топлива снизилась на 10-20%.
В случае продолжения тенденции к снижению стоимости строительных материалов (предполагаемое снижение стоимости строительных материалов в первом квартале 2009 года составит примерно 20% от цены третьего квартала 2008 года) общая стоимость строительства в среднем снизится на 10%.
Промышленность строительных материалов
В области промышленности строительных материалов наблюдается спад производства цемента на 8,2% за счет снижения темпов жилищного строительства, а также ввоза из-за рубежа около 7 млн. тонн цемента (Китай, Турция). Снизилось на 21,3% производство листов асбестоцементных (шифера), линолеума – на 0,9%, минеральной ваты и изделий из нее – на 4,3%, а также стекла строительного – на 6,0%.
Среди других строительных материалов наблюдается рост производства материалов, изделий и конструкций
Для объектов жилищного строительства структура стоимости строительства в среднем составляет: оплата труда – 10,7 %; эксплуатация машин и механизмов – 4,9%; накладные расходы -12,7%; сметная прибыль – 7,8%; материалы – 63,9%.
При снижении стоимости строительных материалов в среднем на 20% (тенденция к снижению стоимости материалов наблюдается с сентября 2008 года, при этом снижение уровня оплаты труда и стоимости эксплуатации строительных машин не зафиксировано) себестоимость строительства в среднем снизится на 10,65%.
В эксплуатацию введено 294 объекта производств и технологических линий, обеспечивающих выпуск широкого ассортимента конкурентоспособных строительных материалов.
Объемы производства цемента, стеновых материалов, теплоизоляционных материалов, нерудных материалов и сборного железобетона до 2012 г. будут увеличены в основном за счет ввода новых предприятий стройматериалов и частичной их реконструкции, за исключением производства стекла листового и кровельных материалов, поскольку прогнозное строительство указанных предприятий на 2009 - 2012 гг. не планируется.
В 2010 г. прогнозное производство цемента возможно увеличится до 70 млн. т., при условии, что все запланированные цементные предприятия будут введены в срок.
Основное увеличение ввода цементных предприятий прогнозируется в 2010 году, а затем будет наблюдаться некоторый спад строительства предприятий и производства цемента.
О мерах стимулирования жилищного строительства
2 декабря принят Федеральный закон №225 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный законопроект направлен на реализацию ряда мер, направленных на поддержку рынка жилья и жилищного строительства.
Закон предусматривает:
- предоставление финансовой поддержки за счет средств Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на софинансирование региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
- возможность предоставления жилья военнослужащим в собственность и по социальному найму;
- освобождение от уплаты налогов за предоставление жилых помещений военнослужащим, а также гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда;
- внесение изменений в 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» в части ускорения процедуры приобретения жилых помещений путем запроса котировок независимо от цены государственного контракта.
В стадии подписания проект постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008 – 2009 годах».
Определены объемы и источники финансовых средств, а также направления и особый порядок их реализации, начиная уже с декабря текущего года.
Минрегион России –11,6 млрд. рублей.
Минобороны России – 21 млрд. рублей.
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства –50 млрд. рублей.
ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» – 60 млрд. рублей.
Средства Минрегиона России и Минобороны России будут направлены на покупку готовых квартир. Соответственно, 5 тыс. квартир для граждан, уволенных с военной службы и 10 тыс. квартир для увольняемых военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
В этих целях 4 декабря Минрегионом России будет объявлен запрос котировок по приобретению жилых помещений.
Создана межведомственная комиссия по отбору и приобретению жилых помещений для граждан, установленных федеральным законодательством, за счет средств федерального бюджета, выделенных Минобороны России, Минрегиону России и Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства будут направлены в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на завершение строительства домов с высокой степенью готовности. Полученные квартиры предназначены для переселения граждан из аварийного жилья.
Квартиры будут предоставляться в собственность и по социальному найму.
Отбор застройщиков будет производиться региональными комиссиями во взаимодействии с Межведомственной комиссией.
При приобретении жилья максимальная стоимость 1 кв. метра не должна превышать, норматив стоимости кв.м., определяемый Министерством регионального развития Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.
Средства ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» будут направлены на выкуп закладных, в коммерческих банках, предоставляющих ипотечные кредиты гражданам и на реструктуризацию долгов граждан не погасивших кредиты, при содействии банков и работодателей.
В минрегионе подсчитали, что на незавершенной стадии сегодня находится порядка 78 млн. м2 жилья. Даже если 20-21 млн., как планируется, будет сдан, то на следующий год перейдет более 50 млн «квадратов» «незавершенки». Достроить, если отрасль сядет на голодный финансовый паек, будет сложно.
Как государство может вмешаться в ситуацию? Во-первых, полагают в министерстве, нужно поддержать спрос на уже готовое (или почти готовое) жилье. По федеральной программе «Жилище» государство несет обязательства по поддержке в приобретении квартир для военнослужащих, чернобыльцев, северян, вынужденных переселенцев и некоторых других категорий. Для них государство ежегодно покупает либо строит (например, силами Минобороны) от 1 до 2,5 млн. м2. Обсуждается вариант: закладку новостроек временно прекратить, а все средства (причем, может быть, даже запланированные к выделению на несколько ближайших лет) потратить в кратчайшие сроки на приобретение уже построенных квартир. Таким образом, правительство может попытаться убить сразу двух зайцев. С одной стороны, фактически поддержать застройщиков, скупив у них «неликвидное» жилье, которое они не могут продать на коммерческом рынке. С другой, разом выполнить обязательства перед очередниками, которых, по данным дирекции федеральных жилищных программ, насчитывается примерно 510 тысяч семей. К слову, выкупаться жилье может по ценам существенно ниже среднерыночных, поскольку застройщикам, претендующим на госзаказ, предложат посоревноваться в ценообразовании. «Мы не собираемся поддерживать отдельные компании, мы будем поддерживать рынок», - подчеркнул Сергей Круглик. При этом одновременно придется пересмотреть и правила приобретения жилья с помощью жилищных сертификатов, внести поправки в законодательство, упрощающие процедуры по приобретению жилья и проведение соответствующих конкурсов. Аналогичным способом могут быть использованы средства фонда реформирования ЖКХ, предусмотренные для переселения граждан из ветхих и аварийных домов.
В общей сложности на поддержку рынка правительство может направить сумму до 100 млрд. рублей.
Не надо забывать также и о 60 миллиардах рублей, которые должны быть выделены Агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Не исключено, что сумма эта будет увеличена. В любом случае все эти средства агентство направит на выкуп закладных банков, которые смогут продолжить программы ипотечного кредитования населения.
Программа реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на 2009-2012 годы
На основе опыта реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в 2006-2008 годах в соответствии с поручением Президента Российской Федерации разработан проект программы реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на 2009-2012 годы.
Целью Программы является развитие рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения указанной цели:
-создание условий для увеличения объемов строительства жилья и необходимой коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;
-создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
-обеспечение условий доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и социальным стандартам.
Выделены три приоритетных направления реализации программы: развитие массового жилищного строительства; государственная поддержка спроса на рынке жилья; повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг.
В рамках развития массового жилищного строительства основные усилия должны быть направлены на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки, развитие инженерной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, а также вовлечение в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Финансирование работ по вовлечению в оборот земельных участков для нужд жилищного строительства будет осуществляться за счет средств государственного института развития – Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства – и не потребует после 2009 года затрат средств федерального бюджета.
Планируется, что в результате реализации указанных мероприятий в период 2009-2012 годы будет построено 228 млн. кв. метров жилья, вовлечено в оборот для нужд жилищного строительства 16,8 тыс. га земель, находящихся в федеральной собственности.
Государственная поддержка спроса на рынке жилья будет осуществляться через поддержку системы ипотечного жилищного кредитования и мероприятия по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, молодых семей и выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
На поддержку системы ипотечного жилищного кредитования и увеличение уставного капитала Агентства по ипотечному жилищному кредитованию в дополнение к 60 млрд. рублей, выделенных из федерального бюджета в 2008 году, предполагается направить в 2009 году средства федерального бюджета в объеме 200 млрд. рублей. В результате реализации указанных мероприятий доля семей, имеющая возможность приобрести жилье увеличится к 2012 году до 25% от общего числа семей.
На обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны в 2009 году - будут направлены средства в объеме 20,8 млрд. рублей.
По направлению повышения качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг реализуются мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Для капитального ремонта жилищного фонда и переселение граждан из аварийного жилья планируется направить средства Государственной корпорации – Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства в объеме 199,3 млрд. рублей, переселить 60,4 тыс. семей и капитально отремонтировать 45 млн. кв. метров жилья.
На цели модернизации коммунальной инфраструктуры планируется направить 22,8 млрд. рублей, что позволит снизить уровень ее износа до 45%.
В 2009-2010 годах основным инструментом реализации программы будет действующая федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, в которую должны быть внесены необходимые изменения.
В 2011-2012 годах основным инструментом реализации программы будет новая федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы (или новая редакция федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2015 годы), которую предполагается разработать до сентября 2009 года.
В настоящее время проект Программы дорабатывается с учетом замечаний и предложений, поступивших из Минфина России и Минэкономразвития России, а также с учетом результатов обсуждения проекта Программы на совещании у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова 29 ноября 2008 года.
Основные изменения вносятся в объемы финансирования мероприятий Программы. Объемы финансирования мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 – 2010 годы, а также выделенные Фонду содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, будут сохранены. Дополнительные средства могут быть выделены на мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
Начиная с 2011 года, предполагается финансирование только мероприятий по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством.