За время действия закона Российской Федерации «О защите прав
потребителей» обширная судебная практика показала продавцам, изготовителям и
исполнителям, что в тех случаях, когда потребитель выдвигает свои законные
требования, выгоднее мирно разрешить возникший конфликт, чем решать его в суде.
Прежде, чем обращаться в суд, попробуйте вначале сами защитить свои права в
досудебном порядке.
Продавцы, изготовители и исполнители, видя правовую
безграмотность потребителя, рассчитывают, что он не будет отстаивать свои права
до конца. Часто бывает достаточно грамотно изложить свои требования, чтобы
добиться их выполнения. Если же Вам отказывают в выполнении ваших законных
требований - обращайтесь в суд. Хотя судебный процесс длится достаточно долго и
потребует от вас некоторых усилий и затрат времени, не стоит отказываться от
подачи иска в суд, поскольку вы можете добиться выполнения требований и
получить полное возмещение ущерба, в том числе судебных издержек и морального
вреда.
Подайте письменную претензию или заявление с требованиями
Если нарушены Ваши права потребителя (например, Вы купили товар
с недостатками), вы вправе обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) с
предусмотренными законом требованиями. Если продавец (изготовитель,
исполнитель) отказывается выполнить их, вам необходимо подать ему письменную
претензию или заявление с изложенными в нем требованиями.
Как написать претензию
Претензия может быть составлена в произвольной форме, однако Вам
нужно указать:
1) Кому вы направляете претензию
например: «Директору магазина (указать магазин),
генеральному директору (указать фирму)».
Можете указать ФИО директора (если вы знаете ФИО).
2) От кого претензия
Вам нужно указать свои ФИО и адрес, контактный телефон.
3) В отдельной строке написать «ПРЕТЕНЗИЯ» или «ЗАЯВЛЕНИЕ»
4) В тексте претензии изложить существо дела:
начните с начала:
например: «03 августа 2012 года я приобрел(а) в Вашем
магазине по адресу…холодильник ..(наименование) по цене….. В ходе эксплуатации
обнаружил(а) …то-то и то-то….»
или «Я заключил с Вами договор на оказание туристических услуг».
Далее изложите обстоятельства дела и существо Ваших претензий, для обоснования
претензий желательно ссылаться на соответствующие статьи законов:
например: «Согласно ст. 18 Закона "О защите прав
потребителя» я вправе расторгнуть договор купли - продажи, поскольку были
выявлены существенные недостатки товара» или «Согласно ст.29 Закона "О
защите прав потребителя" я вправе расторгнуть договор на оказание услуг,
поскольку были допущены существенные недостатки оказанной услуги».
Согласно преамбуле Закона "О защите прав потребителя"
существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или
недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или
затрат времени, либо выявляется неоднократно или проявляется вновь после его
устранения, либо другие подобные недостатки;
5) Четко сформулируйте свои требования
например: «Прошу расторгнуть договор от 03.08.2009 года и
вернуть мне уплаченные по договору 3.000 рублей».
6) Укажите в конце претензии, какие у Вас намерения в случае,
если ваши требования не будут удовлетворены в добровольном порядке
например: «В противном случае я буду вынужден обратиться в суд.
В исковом заявлении, помимо вышеизложенного, я буду просить суд взыскать с
Вашего предприятия неустойку и компенсацию морального вреда».
7) Дата и подпись
8) Укажите, какие документы Вы прилагаете к претензии
например: «ПРИЛОЖЕНИЕ:
1. Копия товарного чека;
2. Копия гарантийного талона;
3. Копия справки из гарантийной мастерской».
Какие документы прилагать к претензии
К претензии (заявлению) приложите копии имеющихся у Вас
документов:
- копию товарного (кассового) чека;
- копию гарантийного талона;
- копии актов, справок и др. документов, имеющихся у Вас в связи
с претензией.
Нужно писать 2 экземпляра претензии
Претензия (заявление) должна быть написана в двух экземплярах,
один из которых передается в магазин, а на втором работники магазина должны поставить
свою подпись, дату, ФИО. Этот экземпляр останется у Вас, как подтверждение
того, что претензия получена магазином.
Как нужно подать претензию
Если продавец (изготовитель, исполнитель) отказывается
подписывать Ваш экземпляр претензии (заявления) или просто его не принимает,
отправьте его по почте (заказным письмом с описью вложения и уведомлением о
вручении).
Как должен быть оформлен отказ
Отказ выполнить Ваши требования должен быть изложен в виде
резолюции на Вашем экземпляре или в отдельном документе.
Что делать дальше в случае отказа удовлетворения Ваших
требований
Если продавец (изготовитель, исполнитель) откажется выполнить
Ваши требования, вам придется воспользоваться правом на судебную защиту.
Перед обращением в суд Вам необходимо:
- убедиться в соответствии Ваших требований действующему
законодательству;
- представить доказательства своей правоты и реальность ваших
требований;
- собрать документы, подтверждающие нарушение ваших прав, в том
числе ваш экземпляр претензии с отказом выполнить ваши требования (если таковой
имеется);
- продумать, кто может быть вашим свидетелем.
Перед обращением в суд Вам необходимо составить исковое
заявление.
Когда нужно обращаться к адвокату (юристу)
Если у Вас возникли сомнения по поводу реализации ваших прав, Вы
можете обратиться к адвокату (юристу) - это может быть на любой стадии
конфликта, а еще лучше, до его возникновения.
Особенно важно своевременно обратиться к адвокату (юристу), если
дело касается крупной денежной суммы или незнакомой вам сферы.
Обращение в суд
Прежде чем обратиться в суд, необходимо подготовить документы,
подтверждающие обоснованность исковых требований.
Перечень таких документов зависит от существа спора, но по
любому делу должно быть составлено исковое заявление.
Как подготовить исковое заявление
Исковое заявление подается в суд в письменной форме (оно может
быть написано от руки или напечатано в соответствии со ст.131 ГПК РФ.
Исковое заявление составляется в нескольких экземплярах,
количество которых зависит от числа ответчиков (например, если у Вас два
ответчика, то в суд представляется три экземпляра искового заявления, один из
которых остается в суде, а два других рассылаются ответчикам).
Полезный совет по подготовке документов для обращения в суд
Сделайте для себя копию своего судебного дела - снимите копии с
искового заявления и всех относящихся к делу документов.
Эта "копия дела" облегчит Вам подготовку к судебному
заседанию, а если вы решите обратиться к адвокату, то сможете представить ему
все нужные документы.
Как подать документы в суд и в какой
По общему правилу иск подается в суд по месту нахождения
ответчика и исковое заявление должно быть оплачено государственной пошлиной.
Однако по искам по защите прав потребителей закон делает исключение
(ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей") - Вы освобождаетесь
от уплаты государственной пошлины (п.З ст.17 Закона РФ "О защите прав
потребителей"). Вы можете подать исковое заявление судье на личном приеме
или послать по почте.
Можно ли послать документы по почте
Исковое заявление можно отправить по почте (заказным письмом с
уведомлением о вручении).
Посылая документы в суд по почте, сохраните почтовую квитанцию,
если конверт потеряется на почте, то по квитанции Вы сможете его разыскать.
|