Часть 1. ВОПРОС
1 Формирование
тарифов на электрическую энергию для субъектов предпринимательства:
- механизм формирования тарифа
для прочих потребителей;- структура тарифа;
- инвестиционная составляющая в
тарифе. Формирование тарифов на
электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке осуществляется комитетом в соответствии
с действующей нормативной правовой базой
в области государственного регулирования тарифов в рамках предельных уровней
тарифов, утверждаемых Федеральной службой по тарифам.
Общие принципы
государственного регулирования тарифов предусматривают достижение баланса
интересов субъектов регулирования и потребителей. Основным методом формирования регулируемых
тарифов (цен, надбавок) является метод расчета
экономически обоснованных расходов субъекта регулирования.
Тарифы на
электрическую энергию в неценовых зонах формируются исходя из стоимости
покупной энергии с оптового и розничного рынков, расходов на оказание
инфраструктурных услуг (федеральные факторы),
а также стоимости услуг по передаче электрической энергии, сбытовой
надбавки гарантирующего поставщика (региональные факторы) и объема полезного отпуска
электрической энергии.
«Федеральные
факторы» в структуре тарифа занимают до 70% и до 30% составляют
«региональные факторы».Рост «региональных факторов» обусловлен:
1. Переходом ОАО «Дальневосточная распределительная
сетевая компания» (далее – ОАО «ДРСК») с 1 января 2011 года, в соответствии с
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2010 № 30-р, на
долгосрочное тарифное регулирование 2011 – 2013 годы. Долгосрочные тарифы установлены методом
доходности инвестированного капитала (RAB).
2. Включением в НВВ сетевых организаций выпадающих
доходов от платы за технологическое присоединение потребителей до 15 кВт к
электрическим сетям. Действующим законодательством предусмотрены 4 группы
потребителей электрической энергии:
- базовые потребители;- население- прочие потребители;- организации, оказывающие
услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях,
принадлежащих данным организациям на праве собственности или ином законном
основании.
Согласно критериев отнесения потребителей к
определенной группе, на территории края отсутствует группа «Базовые
потребители».
Все субъекты предпринимательства на территории края
относятся к группе «прочие потребители».
В зависимости от условий договора и особенностей
технологического присоединения к электрическим сетям у данных потребителей имеется возможность
выбора варианта тарифного меню и вида тарифа.
Для «Прочих
потребителей» установлены:- одноставочные тарифы дифференцированные по
уровням напряжения и по числу часов использования заявленной мощности; - двухставочные тарифы; - зонные ( по 2 и 3 зонам суток)..
Следует отметить особенности формирования
тарифов для потребителей,
энергопринимающие устройства которых присоединены к энергетическим установкам
производителей (потребители с шин). Данные потребители оплачивают все составляющие тарифа ( в любом
из видов тарифа) за исключением ставки по оплате нормативных потерь
электрической энергии.
Для большинства «Прочих потребителей», в зависимости
от уровня напряжения и числа часов использования заявленной мощности, в 2011
году тарифы снижены от 2 до 10%,
или увеличены от 1,7 до 5,9 процентов. Вместе с тем, для отдельных «Прочих потребителей»,
для которых с 2002 года по 2010 год устанавливались льготные тарифы за счёт
перекрестного субсидирования (ОАО «Амурметалл», объекты культуры, потребители с
шин), рост составил от 25 до 75
процентов.
В
соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от
27.12.2010 № 1172 «Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и
мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской
Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической
энергии и мощности» (далее – Постановление) комитетом 11.05.2011 пересмотрены тарифы
на электрическую энергию с учетом ограничения тарифов на услуги по передаче
электрической энергии не более 115%. После пересмотра
с мая 2011 года для потребителей тарифы снижены на 1,1 процента.
Расходы на инвестиции в расчетном
периоде регулирования определяются на
основе согласованных в установленном порядке инвестиционных программ развития
организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В тарифах на электрическую
энергию на 2011 год учтены расходы на инвестиции только для ОАО «Дальневосточная распределительная
сетевая компания» в сумме 718,1 млн.рублей.
ВОПРОС 2 Основные принципы определения стоимости
электрической энергии и мощности на розничном рынке электроэнергии (мощности),
проблемы и возможность снижения штрафных санкций за изменение договорного
объема потребления электрической энергии.
На территории Хабаровского края в централизованной
зоне выработка тепловой и электрической энергии осуществляется станциями
комбинированной выработки (далее – ТЭЦ). То есть, процесс производства
электрической энергии неразрывно связан с производством тепловой энергии. Наиболее экономичным является
процесс производства тепловой энергии в теплофикационном режиме, когда
реализуется тепловая и электрическая энергия в полном объеме. Выработанная ТЭЦ
электрическая энергия продается на оптовый рынок энергии (мощности) (далее –
ОРЭМ), по цене, утверждаемой Федеральной службой по тарифам (ФСТ России).
Гарантирующий поставщик приобретает электрическую
энергию с ОРЭМ для последующей реализации потребителям на розничном рынке. Цена
покупки электрической энергии с ОРЭМ (индикативная цена) устанавливается ФСТ
России с учетом выработки электрической энергии ТЭЦ, находящимися на территории
Хабаровского края, а также гидрогенерации.
С 1 марта 2011 г. на территориях неценовых зон, а
именно: Республики Коми, Архангельской области, Калининградской области и
Дальнего Востока (Амурская область, Приморский край, Хабаровский край,
Южно-Якутский район Республики Саха (Якутия), Еврейская автономная область) –
вступили в действие Правила применения цен (тарифов) на розничном рынке
электроэнергии.
Правила применения цен (тарифов) на розничном рынке
электроэнергии разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской
Федерации от 15 мая 2010 года № 344 «О расчете стоимости электрической
энергии (мощности) для потребителей в переходный период на территориях, не
объединенных в ценовые зоны оптового рынка»,
и утверждены Приказом Федеральный службы по тарифам России от 30 ноября
2010 г. N 364-э/4.
Стоимость
электрической энергии (мощности), поставляемой гарантирующими поставщиками,
энергосбытовыми и энергоснабжающими организациями потребителям на розничном
рынке, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей,
определяется исходя из цены (тарифа), установленного комитетом для данной
группы потребителей и объема всего фактического потребления электрической
энергии, в зависимости от изменения стоимости единицы электрической энергии
(мощности), покупаемой на ОРЭМ относительно индикативной цены на электрическую
энергию или мощность, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в
области регулирования тарифов, а также с учетом возникновения отклонения
фактически поставленного объема электрической энергии (мощности) от договорного.Коэффициенты, влияющие на стоимость покупки
электрической энергии с ОРЭМ публикуются в установленном порядке на официальном
сайте ОАО «ДЭК» по адресу www.dvec.ru.
Возможность корректировки договорного объема потребления
электрической энергии регламентирована постановлением Правительства Российской
Федерации от 31 августа 2006 № 530 «Об утверждении основных положений
функционирования розничных рынков электрической энергии», пункт 67. Согласно
вышеуказанному постановлению, годовой договорный объем потребления
электрической энергии с помесячной детализацией заявляется покупателем (за
исключением населения) гарантирующему поставщику не позднее чем за 2 месяца до
начала очередного периода регулирования тарифов. Указанный договорный объем
электрической энергии может быть
скорректирован не позднее, чем за 15 дней до начала месяца, в отношении
которого заявлен соответствующий договорный объем. Таким образом, при
правильном планировании своего электропотребления и своевременной его
корректировке потребитель реально может снизить, а то и исключить (при
отклонении фактического электропотребления от планового в допустимых пределах)
штрафные санкции за изменение фактического электропотребления от договорного,
тем самым снижая размер оплаты за потребленную электроэнергию.
|