Хабаровская международная ярмарка - одна из лидирующих выставочно-ярмарочных компаний Дальневосточного региона России, созданная Комитетом государственного имущества Хабаровского края в 1994 году. В настоящее время ежегодно проводятся 8 календарных или 20 тематических выставокярмарок, в которых участвуют от 150 до 300 предприятий из городов Дальнего Востока, Сибири, Забайкалья, Урала, центральных регионов России и из-за рубежа (Китая, Кореи и Японии). До 50-70% экспонентов являются постоянными участниками выставок и ярмарок. Количество посетителей на каждой выставке составляет от 3 до 5 тысяч человек в день. Мы ведем беседу с заместителем директора Хабаровской международной ярмарки Уваровой Людмилой Николаевной.
— Людмила Николаевна, повлияла ли на выставочноярмарочную деятельность нынешняя экономическая ситуация в стране?
— Сегодня кризис заставил многие предприятия, организации и предпринимателей экономить и в первую очередь на рекламе, а участие в выставках - это рекламно-имиджевая деятельность. Но наша экономика движется по спирали и, возвращаясь немного назад, мы видим в перспективе, что без выставочной деятельности существовать предприятию сложно.
— Загородный дом и ландшафтный дизайн - это веяние моды или тенденция развития целой отрасли?
— Когда-то эта выставка была составляющей частью выставки «Архитектура и стройиндустрия», но ничто не рождается просто так. Ставя задачу комфортного жилья, каждый человек сегодня понимает, что жить в бетонном общем доме значительно менее комфортно, нежели иметь постройку на земельном участке, с прилегающей зеленой зоной, где можно для себя разбить и небольшой сад, и огород, и обустроить ландшафтную площадку, уютную, комфортную, экологически чистую. И стремятся к этому сегодня не только жители Дальнего Востока - до нас эта тенденция дошла совсем недавно, движение началось с центральной части России, с Запада. Американцы, например, не представляют другого образа жизни, кроме как частного и обособленного, и эта мода, знание преимуществ такого образа жизни и позволило дальневосточникам в особенных климатических условиях стремиться жить отдельно. Стали появляться коттеджные поселки, первым из которых был поселок артели «Амур», потом поселок энергетиков, коттеджный квартал «Уссури», а сегодня таких поселков значительно больше. И
проектов представлено на выставке, соответственно, достаточно. Проектировщики, застройщики, дизайнеры создают, рисуют перспективы, люди изучают, смотрят, определяют свои финансовые возможности и к этому стремятся. Несколько лет назад мы только показывали проекты возможностей на дачных участках, потом, получив более массовое развитие, решили организовать самостоятельную выставку. Первый проект собрал шесть участников, второй - 50, сегодня это уже 60, т.е. есть определенная тенденция развития как в целом выставки, так и ее составляющих. Поэтому поводу у нас позитивный настрой, и мы думаем, что выставка «Коттедж. Загородный дом. Ландшафтный дизайн» будет расти, расширяться…
— Существует определенный календарный план выставок. На что он ориентирован?
— Прежде всего, он ориентирован на запросы потребителей. Например, «Коттедж. Загородный дом. Ландшафтный дизайн» проходит в
феврале, потому что материалы и услуги, сопутствующие этой отрасли, имеют свои производственные особенности, к тому же активный строительный сезон начинается с наступлением тепла, и чтобы человек успел всё обдумать, тщательно подготовить, он уже сейчас
должен видеть всё разнообразие предоставляемых возможностей. Если рассматривать выставку «Мой сад - моё богатство», то здесь
сезонность имеет еще большее значение; именно конец зимы - это преддверие посадочных работ, и посетитель выставки найдет для
себя нужную информацию, товары, услуги в этой области, а компания, предоставляющая такие услуги, - своего покупателя.
— В мае пройдет выставка «Архитектура и стройиндустрия». Расскажите, какие тематические разделы она будет в себя включать?
— Это будет ХIV специализированная выставка проектирования, строительства, реконструкции, строительных технологий, техники, материалов и инструментов для строительной индустрии; также будут представлены отделочные декоративные материалы для строительства и ремонта. Деловая программа будет состоять из встреч и переговоров, консультаций, пресс-конференций, конкурсов, тематических семинаров и, конечно, мы проведем конкурс «Золотая медаль Хабаровской международной ярмарки».
— Дальневосточный строительный форум проходит совместно с ХIV Дальневосточным фестивалем архитектурных работ, проектов, построек «ДВ зодчество 2010». Расскажите об этом.
— На фестивале будут представлены архитектурные работы, проекты и постройки как зодчих-профессионалов, так и студентов. Основная
цель - показать достижения уже реализованных архитектурных проектов, перспективных фантазий и идей, развитие креативного мышления и профессиональных качеств. Организаторы конкурса - Дальневосточное объединение организаций Союза архитекторов России. Фестиваль стал неотъемлемой частью выставочного мероприятия. Это важный этап в жизни Дальневосточного региона, своего рода подведение итогов работы проектных организаций и институтов, частных проектных бюро и студенческой молодежи - будущих архитекторов и дизайнеров.
— Выставка - это важное мероприятие в работе любой компании. Есть ли сегодня у экспонентов проблемы с подготовкой к ней?
— Важно, чтобы люди, работающие на предприятии, которое выставляет свои товары и услуги на выставке, правильно понимали, что такое маркетинг, что такое выставка, и умели, затратив определенное количество средств, получить достойный результат. Это зависит от того, насколько серьезно компания готовится к мероприятию, насколько заблаговременно включает подготовку к выставке в свой бизнес-план, от понимания значимости данного мероприятия и профессионального подхода к делу. К любой выставке нужно готовиться, только тогда есть возможность полностью реализовать весь ее потенциал. Важно, чтобы экспозиция была зрелищна, привлекала к себе внимание, немаловажно понять, что сегодня требуется клиенту, какие моменты стоит более тонко донести, снабдить определенным пакетом документов. Необходимо шире использовать такие формы работы на выставке, как семинары, мастер-классы, презентации, адресное приглашение посетить стенд заинтересованных в этом клиентов.
— Вы даете рекомендации компании-экспоненту по организации четкого, «зримого» присутствия на выставке? (цветовое и световое оформление; движущиеся элементы; баннеры, шары, конструкции, создающие иллюзию второго этажа стенда, и т.д.).
— Сегодня большой спектр полиграфических и других ресурсов. Затратив совсем небольшое количество денег, можно оформить присутствие компании на ярмарке ярко и зрелищно. Фирмы, для которых не существует мелочей в подготовке, нам импонируют. Специфика нашей деятельности в том, что мы работаем с большим количеством рекламных агентств, с теми, кто производит рекламную атрибутику, поэтому мы знаем, где сочетание цены и качества наиболее приемлемой, стараемся донести эту информацию до компании-участника.
— Есть ли отличия в подготовке между экспонентами из России и зарубежными?
— Помимо того, что каждая выставка имеет отраслевые особенности, они еще разделяются, как региональные и межрегиональные. Новые технологии рождаются в разных регионах и странах. Мы имеем долгие, устойчивые отношения с Кореей, Японией, Австрией, Китаем. Выставка
помогает зарубежным предприятиям приобрести клиентскую базу в нашей стране. Если говорить о ментальности, то, прежде всего, все зависит от людей, не важно, из какой страны прибыл экспонент. Нельзя сказать, что, например, японская компания готовится к мероприятию
целый год, а русская - 2 недели. Много компаний, профессионально готовящихся к выставке.
Итак, подведем итоги: выставка - это площадка, где можно ярко и целенаправленно заявить о себе, продемонстрировать силу своего бизнеса как потенциальным клиентам компании, так и её конкурентам. Она является зеркалом экономики. Выставка - это центр деловой активности, эффективный вид рекламы. И, наконец, выставка - самый уникальный и эффективный маркетинговый механизм, объединяющий все инструменты продвижения и сбыта продукции.